Тема проекта: «Использование обучающего и воспитывающего потенциала олонхо на уроках математики»
Цель: изучить возможность педагогического воспитывающего потенциала математики, реализуемые в учебно-воспитательной среде для обеспечения наиболее широких возможностей развития обучающегося, используя педагогический потенциал олонхо.
Задачи:
- Изучить литературу по народной педагогике
- Изучить философию и структуру олонхо
- Сопоставить структуру олонхо с технологиями обучения
- Изучить возможность построения структуры урока по структуре олонхо
- Изучить возможность построения логики урока по структуре олонхо
- Этнопедагогику как часть педагогики ввел Г.Н. Волков
- Термин «Педагогика олонхо» впервые ввел этнопедагог К.С. Чиряев в труде «Олох педагогиката»
- Концепция НИИ НШ «Олонхо – сайдыы тирэ5э»
- С.В. Стручкова «Этнопедагогические подходы в преподовании математики в 5 – 9 классах якутской школы» Якутск, 2005 г.
- М.Н. Ноговицына «Ахсаан, толкуй – өбүгэ үгэһэ» , 2006 г.
- А.П.Саввин «Саха толкуйдуур ньыматыгар оло5урбут уґуйуу тиґигэ» (разработка)
Обоснование

- Вступление
- Сотворение мира
- Описание Аал Кудук мас
- Рождение Боотура
- Конфликт
- Битва
- Победа
Сравнение структуры олонхо с некоторыми образовательными технологиями
Олоҥхо |
Система Эльконина-Давыдова |
Метод проектов |
1.Отрезок, побуждающий интерес у слушателя
2.Краткое описание описываемого объекта
3.Детальное описание
4.Взаимодействие , описываемого объекта, с другими объектами
5.Объединяющий отрезок
6.Связь с верой
7.Завершающий отрезок
|
1.Этап мотивации
2.Этап моделирования
3.Этап программирования
4.Этап контроля взаимодействия
5.Этап конструирования, синтез
6.Этап самоанализа, обоснованности
7.Определение результативности, рефлексия
|
1.Побудительно-мотивационная фаза (нужда – эмоции – потребность, возникновение замысла)
2.Аналитико-синтетическая фаза (планирование, выбор способов, методов, средств)
3.Исполнительская фаза (реализация замысла)
4.Рефлексия (сопоставление результата с замыслом, планирование следующего шага)
|
Уровни анализа и их содержание
Структура порядка | Перечисление | Использование сюжетов |
Алгебраическая структура | Сравнение | Построение структуры урока |
Топологическая структура | Причинно-следственные связи | Построение логики урока |
Структура олонхо | Структура урока |
1.Отрезок, побуждающий интерес у слушателя
2.Краткое описание описываемого объекта
3.Детальное описание
4.Взаимодействие , описываемого объекта, с другими объектами
5.Объединяющий отрезок
6.Связь с верой
7.Завершающий отрезок
|
1. Мотивация
2. Целеполагание
3.Анализ
4.Взаимосвязь темы урока с другими темами раздела
5.Синтез
6.Связь с практикой
7.Итоги урока. Рефлексия
|
Проведенные уроки
1.Интегрированный урок физики и математики в 10 классе по теме «Аал Кудук мас в графиках и физических явлениях», республиканский семинар «Олонхо педагогиката: олоххо киллэрии суола-ииґэ, ньымалара»15 марта 2007 года («Квадратичная функция и ее график»)
2.Урок математики в 10 классе по теме «Математика уонна олонхо сыґыаннара», региональный семинар «Олонхо педагогиката: олоххо киллэрии суола-ииґэ, ньымалара»18 апреля 2009 года («Квадратичная функция и ее график», «Физический и геометрический смысл производной, уравнение касательной»)


Т. СТЕПАНОВ «ДРЕВО ЖИЗНИ»
Задача
По нижней ветке Аал Луук мас ходит жук, движение которого описывается по закону f(t)=1/4(t-10) +3. Найдите скорость жука во время четырнадцатой минуты и угол наклона солнечного луча, касающегося нижней ветки в это время . Напишите уравнение этого солнечного луча.
Ответ: v=2 м/с α=arctg2 y=2x-21
Заключение
1. На этих уроках была предпринята попытка построения структуры урока по структуре олонхо.
2. Понятие и отрывок из олонхо должны соответствовать теме урока.
3. Олонхо должно применяться и как материал и как средство обучения.
4. На мой взгляд, это получается эффективнее на интегрированных уроках.