Программа “Төрүт дьарык” как одна из форм деятельности “Открытой школы”
МБОО Тыарасинская СОШ имени М.Н.Турнина МР “Таттинский улус”
МО "КЭСКИЛ":
Бучугасова Яна Семеновна- заместитель директора по УМР
Соловьева Саргылана Карловна - учитель физики
Соловьева Марина Валерьевна - учитель математики
Егорова Рена Нотаровна - учитель географии
Собакина Полина Алексеевна – учитель информатики
Бучугасов Савва Романович – учитель технологии
Попова Федора Антоновна - учитель биологии
Обоснование: В современных условиях сельская школа – системообразующий фактор развития населенных пунктов в сельской местности. От деятельности образовательного учреждения зависит решение многих вопросов жизни на селе, где школа часто является единственным интеллектуально – культурным центром. Сельская школа стоит неизмеримо ближе к сельскохозяйственному производству и не может существовать в отрыве от него. Условия работы сельской школы предполагают тесную связь с производственными коллективами, расположенными на территории сельского округа. «Открытая школа» играет огромную роль в деятельности и развитии сельской школы. От трудового воспитания и обучения сельских школьников зависят будущее села, его трудовые ресурсы.
Актуальность: Роль сельской школы в развитии сельскохозяйственного производства остается по-прежнему огромной. Допрофессиональная сельскохозяйственная подготовка экономически, экологически, биологически, грамотных владельцев личных подсобных хозяйств, становится не только важным факторам обеспечения потребностей сельского хозяйства сферой образования, но и фактором социальной защиты личности выпускника сельской школы. В программе участвуют общественные организации наслега: Совет ветеранов, старейшин, мастера умельцы, школа третьего поколения, краеведы-энтузиасты, СХПК «Алаас ыала», крестьянские хозяйства и государственные учреждения.
Основной целью программы является создание условий для самоуправления, обучения, воспитания и развития творческой личности, способной к жизни и труду в селе.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
-
подготовить сельского школьника к рациональному ведению сельского хозяйства (как общественного, так и индивидуального);
-
подготовить учащихся к получению специального среднего и высшего образования, творческому труду в различных сферах социальной жизни на селе;
-
создать условие для дифференцированного обучения учащихся в сельской школе с включением агротехнологического профильного обучения и развития индивидуальных способностей каждой личности.
-
Развивать детско- взрослую деятельность.
Гипотеза: Воспитание ученика способного к добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, готового к умелому сочетанию трудовой деятельности в сельском хозяйстве, с заботливым бережным отношением к земле, к технике и окружающей природе местного социума. Формирование такой личности требует практического освоения основами экономики и агрономии, компьютерной грамотности, умением пользоваться сельскохозяйственной техникой, знанием народной культуры, традиций и обычаев народа, уважительного и бережного отношения к хлебу, к результатам сельскохозяйственного труда, уважения к старшим и их труду, знаниям.
Пояснительная записка программы
Программа включает полный курс изучения основ исконных занятий народа саха. Для каждого класса разработана определенная учебная программа по агропрофильному обучению с учетом возрастных особенностей детей. В соответствии курса изучаются основы растениеводства, овощеводства, земледелия, почвоведения, охотоведения, скотоводства, коневодства, предпринимательской деятельности. В программе так же подключены семейно – бытовые традиции и обычаи народа саха, этнопедагогика, национально-региональные компоненты. Содержание этого курса ориентирует учащихся на формирование знаний и умений по исконно – коренным занятиям своих предков, предусматривает ряд практических занятий, способствующих закреплению теоретического материала, начальных навыков сельскохозяйственной деятельности в комплексе с развитием социально-правового самосознания учащихся. Изучение курса программы базируется и на знаниях, приобретенных на уроках культуры народов Республики Саха (Якутия), химии, физики, истории Якутии, физической и экономической географии. Содержание программы изучается по следующим направлениям:
5 класс – «Основы аласоведения»
6 класс – «История моего аласа»
7 класс – «Резьба по дереву и национальное шитье»
8 класс – «Охота и рыбалка»
9 класс – «Земледелие»
10 класс – «Скотоводство и коневодство»
11 класс – «Основы предпринимательской деятельности»
Такое распределение тем по классам дает усвоению учащимся теоретических и практических основ сельскохозяйственного труда, овладению основами сельскохозяйственных наук, приобретению полезных сведений, связанных с промышленным и сельскохозяйственным производствам. Получив полный объём знаний курса программы «Коренные (исконные) занятия народа саха, как фактор развития сельского школьника» и основы профессий, выпускник школы будет готов к участию в производительном труде на селе, адаптирован к новым социально-экономическим условиям, сумеет грамотно организовать работу крестьянского, фермерского хозяйства. В случае выбора выпускником иной, не сельскохозяйственной, профессии объём полученных знаний и практических навыков может быть использован в быту (в работе на приусадебном участке, даче и т.д.).
Учащиеся должны знать:
- теоретические основы аласоведения, охотоведения, скотоводства и коневодства, земледелия, предпринимательской деятельности, их традиционные для региона направления;
- средние показатели продуктивности охотоведения, скотоводства и коневодства, земледелия и себестоимость продукции;
- права и обязанности владельца подсобного хозяйства, сельскохозяйственных угодий;
- средства механизации технологических процессов для малых ферм;
- меры техники безопасности при работе с сельскохозяйственными орудиями труда;
- знать сельскохозяйственные профессии.
Учащиеся должны уметь:
- практические навыки работы сельскохозяйственного труда, для ведения индивидуального и общественного предпринимательства;
- оценивать рынок сбыта земледельческой, охотничьей и животноводческой продукции в регионе;
- найти оптимальный вариант отрасли с учетом имеющихся трудовых ресурсов, материальных возможностей;
- разрабатывать технологии производства двух-трех видов животноводческой продукции и оценивать их экономическую эффективность;
- приблизительно оценивать трудоемкость основных видов работ аласоведения, охотоведения, скотоводства и коневодства, земледелия, предпринимательской деятельности в конкретных условиях.